• YouTube - Белый круг
  • Vkontakte - Белый круг
  • Белый Instagram Иконка
  • Белые Одноклассники Иконка
© Официальный сайт ТРО КПРФ
  • Пресс-служба ТРО КПРФ

Коммунисты в Госсовете Татарстана приняли участие в парламентских слушаниях по бюджету


Депутаты-коммунисты задали свои вопросы министру финансов республики. Руководитель фракции Хафиз Миргалимов отметил, что Татарстан перечисляет в федеральный бюджет 875 млрд рублей: это налоги, различные сборы и т.д. На следующий год запланировано снижение поступлений из федерального бюджета. Почему? Он поинтересовался, какие мероприятия будут профинансированы из федерального бюджета, и в каком объеме. Депутат фракции Артём Прокофьев задал вопрос о программе рестуктуризации кредитов для субъектов федерации, стартовавшей в прошлом году и прогнозе министерства. На вопросы членов фракции ответил министр финансов РТ.

От фракции на заседании выступил Фадбир Сафин. Проект бюджета не дает достаточно полного ответа на ряд вопросов, отметил вступавший.


– Мы знаем с вами, что остаются нерешенными еще многие базовые потребности, проблемы людей: в медицине, образовании, культуре - всё то, что мы называем качеством жизни. Решение этих задач напрямую зависит от бюджета.

Кардинальная, базовая проблема бюджета нашей республики, как субъекта Российской Федерации – это схема его формирования. Межбюджетные отношения далеки от совершенства. Основная масса денег отправляется в федеральный бюджет, оголяются региональные и муниципальные бюджеты. Потом начинается их расщепление: спускаются определенные средства на региональный уровень, регион – муниципалам. Даже в республике доноре, каковым является наша республика, муниципальные бюджеты недостаточны для полного нормативного исполнения полномочий муниципальными образованиями.

Если из года в год эта картина повторяется. Мы считаем, что основная часть средств должна оставаться в регионах и муниципалитетах, там, где течет жизнь. Пока происходит наоборот. Это проблема большая и серьезная, депутатскому корпусу этим все равно придется заниматься.

Анализируя проект бюджета, возникает ряд вопросов, на которые представленный проект бюджета не дает достаточно полного ответа. Первое. В бюджете представлен рост доходов. Радик Рауфович в своем докладе показал динамику развития. Хотелось бы, не повторяясь, обратить ваше внимание на следующее.

В реальности имеем не рост доходов, а их снижение. В частности, увеличение доходов в номинальном выражении на 2021 год по сравнению с 2020 годом составит чуть более 2 процентов, на 2022 год по сравнению с 21-м годом менее одного процента.

Такая же картина с объемом расходов. При этом объем расходов на социально- культурную сферу, которые направлены напрямую на формирование человеческого капитала, сокращается даже номинально. Если учесть официальную инфляцию в размере 4 процентов, то мы имеем минусовый результат. Это при том, что происходит рост экономических показателей. Если растет экономика, то и доходы должны расти.

Говоря о темпах роста экономики. Наша республика отличалась тем, что темпы роста экономики были выше, чем среднероссийские. По предлагаемому прогнозу на 2021 и 22 годы они ниже: в России они составят 3,1% и 3,2%, у нас 2.1 и 2,0 соответственно. При этом остается высокая зависимость от экспорта сырья и курса доллара. Это создает достаточно высокие риски для бюджета. Дать прогнозную оценку, что будет стоимостью нефти, курсом доллара исключительно сложно. Очень много неопределенности и риска.

Мы считаем, что прогнозировать разные сценарии развития (оптимистический, базовый, пессимистический) – это не только вносить некоторого рода неразбериху, но это и формирует основу ухода от ответственности. Я был на слушаниях по проекту республиканского бюджета в Арске, там также были представлены аналогичные сценарии развития. Необходимо отказаться от такой практики, сформировать один сценарий, утвердить его и его реализовывать.

В ряде представленных данных также происходит уменьшение номинальных показателей. Это касается объема бюджетных ассигнований Дорожного фонда Республики Татарстан – в 22-м году по сравнению с 20-м годом мы имеем снижение практически на 3.5%. Это без учета инфляции.

Такая же картина в установлении финансовых возможностей по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. В реальности с учетом даже официальной инфляции они уйдут в минус.

Еще один вопрос, который хотел бы затронуть, это вопрос о местной науке. Очень важная задача – это финансирование, поддержка из регионального бюджета науки, научных учреждений во главе с Академией наук Республики Татарстан. Доля финансирования данного направления ничтожно мала, 3-6 процентов от общего объема финансирования науки в республике. Федеральные наши вузы получают достаточно большие средства. Одновременно за ним идет заказ. Это не всегда совпадает с интересами республики. Обращаюсь к вам, уважаемый Радик Рауфович, предлагаю предусмотреть для поддержки нашей местной науки хотя бы 2-2,5 процента от объема ВРП республики.

Сегодня мы в докладах не услышали проблемы молодых семей. Им тоже нужна поддержка. В республике набирает тенденция роста смертности и снижения рождаемости. Это требует особого внимания к проблемам молодых семей. Нужна реальная поддержка.

Я бы хотел остановится на дополнительных источниках формирования бюджета, которые пока не в полной мере используются. В первую очередь, это вопрос о теневой экономике, не криминальной ее части. По разным подсчетам от 20 до 50 процентов находится сегодня в тени. Прошел эксперимент в республике по самозанятым, они дали, конечно, определенный эффект, ну и не так много, как хотелось. Для того, чтобы люди вышли из тени нужны стимулы, как бы это банально не звучало. Люди реагируют на стимулы. В этом плане нам необходимо продумать, на что будут люди реагировать. Выйдут люди из тени. Что их ждет. Будут официально получать зарплату, будут платить налоги, сформируют свою пенсию. Если согласится с официальной статистикой, то средний возраст мужчин 67 лет, а выход на пенсию после 65 лет, при том, что пенсии у большинства граждан небольшие, в районе 30 процентов от уровня зарплаты, то особого смысла нет. Надо выходящим из тени работникам предложить что-то, что перевесило бы нахождение в теневой экономике. Здесь надо тщательно продумать. Также ситуация с индексацией работающим пенсионерам. Когда им отменили индексацию, из 15 миллионов работающих пенсионеров осталось 9 миллионов, 6 миллионов ушли в тень. Они же платили налоги. Предприятия за них делали отчисления. Это было значительное пополнение бюджета. Теперь этого нет. Получили только минус.

Следующий источник пополнения бюджета, которому все равно придется возвращаться – это прогрессивное налогообложение. Богатые должны платить больше. Ни в одной стране Европе нет плоской шкалы. А у нас, в России, есть. В любом случае жизнь заставит прийти к прогрессивному налогообложению.

Еще один источник. Из представленного материала видно, что федеральные субсидии уменьшаются. Они могут совсем прекратится. Это в бюджете как-то необходимо сбалансировать. Что же необходимо сделать? В ряде субъектов России есть субфедеральные займы. В Москве, Самаре, в других регионах. Мне кажется, наша республика достаточно сильная, имеет устойчивое развитие, могла бы организовать выпуск субфедерального займа как источник пополнения бюджета.


Фракция КПРФ в Государственном Совете Татарстана подготовила ряд предложений по бюджету-2020. После своего выступления Фадбир Сафин передал их Премьер-министру республики, главам профильного парламентского комитета и министерства.

Просмотров: 2