С 1 июля 2024 года в России частично завершилась программа льготной ипотеки, введенная весной 2020 года для поддержки строительной и жилищной отрасли РФ. За четыре года ее существования были достигнуты значительные результаты, но и выявлены серьезные недостатки.
Итоги действия льготной ипотеки
Программа льготной ипотеки имела своей целью сделать жилье доступным для широких слоев населения. Однако результаты показывают, что, несмотря на первоначальный успех, долгосрочные последствия оказались неоднозначными:
- Рост ипотечных кредитов: льготная ипотека составила более 60% всех ипотечных кредитов в России в 2023 году, что привело к значительному увеличению общего объема ипотечной задолженности. По состоянию на конец августа 2023 года, задолженность по льготной ипотеке составила около 7 трлн рублей.
- Влияние на сферу недвижимости: программа позволила застройщикам значительно увеличить объемы строительства и, соответственно, свою прибыль, обогатиться за счет населения. В 2023 году было введено рекордное количество нового жилья – 110,4 млн кв. м. Однако это сопровождалось ростом цен на первичную недвижимость на 98,89% с апреля 2020 года.
Основные проблемы льготной ипотеки:
- Рост цен на жилье: из-за высокого спроса, вызванного льготной ипотекой, цены на жилье существенно выросли. Это привело к тому, что выгоды от льготных условий кредита были нивелированы высокими ценами на недвижимость.
- Увеличение долговой нагрузки: средний ежемесячный платеж по ипотеке вырос до 34 000 рублей к апрелю 2024 года, что на 30% выше, чем в 2020 году. Срок ипотечного кредита также увеличился на 36% до 26 лет.
- Нерациональное использование бюджетных средств: государство вынуждено компенсировать банкам разницу между льготной ставкой и рыночной ставкой, что приводит к значительным бюджетным расходам. В 2024 году эти расходы составят порядка 630 млрд рублей.
КПРФ в Татарстане выступает за пересмотр условий и параметров льготной ипотеки и предлагает альтернативные меры для решения жилищного вопроса:
- Массовое строительство социального жилья: вместо субсидирования ипотеки, необходимо направить средства на строительство доступного жилья для населения. Это позволит снизить цены на рынке недвижимости и улучшить жилищные условия для широких слоев населения.
- Развитие арендного жилья с государственным участием: создание фонда арендного жилья, управление которым будет осуществляться государственными структурами, позволит обеспечить доступное жилье для тех, кто не может или не хочет брать ипотечный кредит.
- Целевые программы поддержки определенных категорий граждан: сохранение и развитие целевых программ льготного ипотечного кредитования для семей с детьми, работников сферы образования и здравоохранения, молодых специалистов и других нуждающихся категорий.
КПРФ в Татарстане считает, что текущие параметры и условия льготной ипотеки только временно смягчают проблему, а на среднесрочном и долгосрочном горизонте лишь усугубляют ее. Для конструктивного решения вопроса необходимо пересмотреть видение государства на поддержку этой отрасли в пользу социального строительства для того, чтобы обеспечить жильем молодые семьи, льготные группы населения.
Позиция КПРФ в Татарстане основана на необходимости системных изменений в жилищной политике, которые будут способствовать долгосрочному решению жилищного вопроса и улучшению качества жизни россиян.